19.06.2018
Blue Red Green

Сергей Ковалевский: НКМЗ для меня всегда был мерилом высокой технологии и хорошего производственного опыта

В 2014 г. на заседании городского совета директоров, ректор ДГМА В.А. Федоринов поднял перед директорами краматорских предприятий вопрос о том, что через несколько лет они все столкнутся с проблемой, когда на городские предприятия прекратится приток молодых специалистов, а ДГМА, как базовый для региона вуз, может прекратить свое существование. Сказав это, он призвал производственников совместно с академией найти выход из складывающейся на региональном рынке труда ситуации.

 

В 2015 г редакция обратилась к доктору технических наук, профессору, заведующему кафедрой «Технологии машиностроения», проработавшему в КИИ-ДГМА 30 лет, Сергею Вадимовичу Ковалевскому (https://www.facebook.com/profile.php?id=100001874593938), с просьбой рассказать о его видении тенденций развития ситуации в сфере специального образования. С момента этого интервью прошло три года, но похоже, что оно не у тратило свою актуальность и сейчас.

Сергей Вадимович связан с НКМЗ с 1985 года, является инициатором и активным участником большинства совместных программ в области подготовки специалистов для завода, имеет опыт 25 лет работы заведующим кафедрой, деканом (4 года)  и 12 лет (по 2015 г.) – проректором по научно-педагогической работе ДГМА. Поэтому он владеет ситуацией «с обеих сторон», а его мнение заслуживает внимания.

– Сергей Вадимович, говорят, что у вас большинство родственников связано с наукой, образованием и Краматорском. Ваш прадед был доктором наук, профессором, ваша бабушка была учителем младших классов, ваш отец возглавлял кафедру в КИИ, одна из ваших дочерей уже кандидат наук, доцент и тоже работает над докторской диссертацией. Вы сами из Краматорска?

– Нет, я родился в Уфе, но мои родственники по отцовской линии из Краматорска. Из Краматорска моя бабушка Евфросинья Андреевна, мой отец Вадим Петрович и его брат Игорь Петрович. Игорь Петрович работал на НКМЗ начальником бюро шахтных подъемных машин. Да и все известные мне поколения предков были связаны с работой в образовании.

Я же с двухлетнего возраста каждое лето приезжал в Краматорск на родину отца. Украина в детстве запомнилась абрикосами, грушами, яблоками и другими фруктами, ягодами и овощами – в Уфе даже самые вызревшие помидоры были белыми, а не красными, хорошо росла только картошка.

Первый раз я прошел через проходную НКМЗ в 1974 году, будучи студентом четвертого курса, заместителем секретаря комитета комсомола по учебной работе Уфимского авиационного института. Моя дипломная работа была связана с хонинговальными станками – на КЗТС их производили, а на НКМЗ их использовали при изготовлении гидроцилиндров. 

Отец перед окончанием обучения в Краматорской железнодорожной школе создал эстрадный ансамбль, в нем пела Майя Булгакова. После школы он учился в Днепропетровском институте инженеров транспорта, состоял в студенческом научном обществе и играл в оркестре (с детства я знал, что ректором ДИИТа был академик В.Лазарян). Много позже я узнал, что именно он сменил моего прадеда Степана Прокловича Гомеля на должности заведующего кафедрой «Деталей машин» ДИИТа. Мой прадед родом из Днепропетровска, он профессор, доктор технических наук. После годичной стажировки во Франции и в Америке в 1920 г. он уехал работать в Томск, профессором Томского политехнического института. В Томске в 1921 г. он создал художественный музей, который работает до сих пор. А потом он приехал в Донецк и был начальником учебной части Донецкого индустриального техникума, после чего некоторое время работал первым деканом механического факультета ДПИ. 

Потом было возвращение в Днепропетровск, где он создает в Днепропетровском горном институте кафедру «Графики и деталей машин» и кафедру «Подъемно-транспортных машин». Потом переходит работать в Днепропетровский металлургический институт, после чего непродолжительное время работает в ДИИТе. После ДИИТа работал одновременно в двух вузах – в Днепропетровском строительном и в Днепропетровском горном институтах. Его и сегодня помнят в Днепропетровской строительной академии – он один из тех, кто стоял у ее истоков.

Отец после окончания ДИИТ в 24 года приезжает в Уфу и в течение 15 лет работает начальником колесного цеха паровозоремонтного завода (в цехе было около 500 рабочих, МОП и ИТР). В это же время сдает кандидатские экзамены, оканчивает аспирантуру и уходит с завода работать в Научно исследовательский институт авиационной технологии. Из НИИАТ он переходит работать в Уфимский авиационный институт, который заканчивал и я. Для того, что бы быть самостоятельным, после окончания вуза, аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, в 1980 г. уезжаю из Уфы в Днепропетровск.

Мне пришлось самому становиться на ноги в Днепропетровске, ну, а потом, фактически с нуля, всего добиваться в Краматорске.

– То есть, создавать кафедры, это у Вас семейная традиция.

– Вы знаете, это правда. Я тоже создал две кафедры: кафедру «Технологии машиностроения» возглавил 1 июня 1990 г., а кафедру «Менеджмента организаций» и кафедру «Экономической кибернетики» я создавал с нуля.

– Сергей Вадимович, как Вы оказались в Краматорске и, как складывалась здесь Ваша судьба?

– С 1980 г., работал в Днепропетровске в НПО «Черметмеханизация». Работа была связана с частыми командировками. У меня был свой участок станков с ЧПУ, а в обязанности входило обеспечение работы станков с ЧПУ на трех ремонтных заводах НПО «Черметмеханизация», также занимался вопросами внедрения станков с ЧПУ и роботов на заводах черной металлургии страны.

В 1983-1985 годах становлюсь членом Совета молодых ученых Днепропетровска, а потом его председателем, а с 1983 года – секретарем комитета комсомола НПО «Черметмеханизация». Это была крупная организация, в которой работало 7,5 тыс. человек. Генеральным директором в это время был В. Г. Урчукин, который впоследствии работал первым заместителем председателя Совмина Украины В.А. Масола. Работа под его руководством была мощной школой.

В 1985 г. началась Перестройка. В это же время у нас с женой должна была родиться вторая дочь, а я без квартиры. Поехал в командировку и случайно встретился с ректором КИИ Л.Н. Соколовым. Он говорит,  – приезжай в Краматорск, квартира будет. Ну, я и приехал – действительно, через пару лет я получил квартиру.

С 1985 по 1987 гг. работал доцентом кафедры «Технологии машиностроения». В 1987 г. в Краматорск переезжает Н.И. Зиновьев, доктор наук, профессор и возглавляет кафедру МСИ. Он в Уфимском авиационном институте был при кафедре резания, работал со школой А. Д. Макарова. Мы часто пересекались с ним в Уфе, и он пригласил меня работать на свою кафедру заместителем заведующего кафедрой, доцентом. А в 1990 г. я принял участие в конкурсе на должность заведующего кафедрой «Технология машиностроения» и победил в нем. С тех пор я ее возглавляю и за этот период кафедрой подготовлено более 3800 инженеров – специалистов, много десятков  магистров и кандидатов наук . В 1993 году я защитил в докторскую диссертацию в Киеве (КПИ), а в 1994 году получил ученое звание профессора.

– Сергей Вадимович, вся ваша деятельность в Краматорске была прочно связана с НКМЗ. Вы были членом научно-технического совета завода, Вы первым открывали филиал своей кафедры на заводе, Вы были одним из создателей системы 3-2-1 и целого ряда других новшеств, жизненность которых была доказана временем. Расскажите, пожалуйста, об этом подробней.

– НКМЗ для меня всегда был мерилом высокой технологии и хорошего производственного опыта. Я со слов своего дяди всегда знал, что происходит на заводе, чем он живет. Ну и конечно, понимание того, что этот завод базовый, у меня было всегда.

С 1990 г., будучи заведующим кафедрой, был постоянно связан с НКМЗ во всех своих делах – НКМЗ поддержал мою работу и по науке, и работу со студентами. С 1990 г. нами под эгидой КИИ-НКМЗ, а потом ДГМА-НКМЗ, проводились ежегодные научные конференции. 

Впервые на этих конференциях прозвучал ряд важных тезисов, нашедших свое воплощение в жизни и определивших на годы парадигму подготовки специалистов. Так, например, прозвучавший здесь тезис о необходимости поиска одаренных школьников был реализован в 1990 г. созданием Малого факультета, а в 1997 г. – Малой академии. Малая академия по научно-промышленному профилю явилась тем звеном, которое может помогать отыскивать талантливых ребят для завода. Тезис о том, что вузу подготовку специалистов необходимо вести совместно с заводом был реализован в 2005 г. в программе 3-2-1 и получил свое развитие в 2013 г. в программе ЦИПС (целевой индивидуальной подготовки студентов). В настоящий момент программа ЦИПС развивается в программу подготовки специалистов, соответствующих мировому уровню.

НКМЗ всегда всесторонне участвовал во всех этих программах. Лично Георгий Маркович поддержал идею о стипендиях НКМЗ. Также он поддержал идею о целевой индивидуальной подготовке и многие другие наши инициативы. Также нас поддерживал Алексей Леонтьевич Еськов – от него была огромная помощь, он просто душа всей траектории сотрудничества нашей кафедры с НКМЗ. Большую поддержку кафедре всегда оказывал Иван Яковлевич Тупик, он всегда смотрел немного вперед и всегда понимал перспективу развития ситуации. Кафедре также оказывают помощь Алексей Иванович Волошин, Виктор Андреевич Панков, Александр Михайлович Баранов, Александр Владимирович Надейкин, Евгений Александрович Коржов, Юрий Павлович Гавриш  и многие другие новокраматорцы. Это настоящие друзья кафедры, всегда можно было с ними общаться, и я всегда получал от них поддержку.

Филиал кафедры на НКМЗ был организован в 1989 г., а с 1990 г. приобрел осязаемый вид. С 2004 года на заводе действует уже филиал академии в составе 16 кафедр, но кафедра «Технологии машиностроения» была пионером. Ежегодно от 10 до 15 выпускников кафедры идут работать на НКМЗ. Последнее время эта цифра составляет 14-15 выпускников.

О необходимости вести совместную подготовку с заводом говорилось всегда. Создание филиала кафедры тоже было основой, но вот оформленная программа 3-2-1 была реализована совместно с И.Я. Тупиком и В.В.Цельником. Студенты три дня в неделю занимаются в академии, два дня в неделю на заводе и один день в неделю – в ОРП. Так начиналась эта программа и так она развивается дальше. Потом появились другие ее модификации, было развитие на другие заводы.

Студенты, обучавшиеся по программе 3-2-1, становятся специалистами по обслуживанию высокотехнологических комплексов. Фактически, они являются технологами, но на рабочем месте. В любом случае подготовку специалиста надо начинать с этапа «Станочник», а потом уже он может работать мастером либо идти в отдел, но, в любом случае, надо чтобы специалист прошел этот этап рабочего места.

Без завода кафедра не жила бы, а была бы просто ученической. Завод для кафедры, это то, что делает ее жизнеспособной и помогает качественно готовить специалистов.

– Сергей Вадимович, у Вас много раз получалось заранее спрогнозировать то, как будет развиваться специальное образование в тот или иной момент времени. Существует мнение, что в том виде, в каком на настоящий момент существует система специального образования, она в дальнейшем существовать не сможет. Как вы считаете, как должна измениться система, что бы быть конкурентоспособной на рынке труда?

Если проанализировать существующую в Украине систему образования, как общего среднего образования, так и специального, то получится длинная и не поворотливая цепочка, сопротивляющаяся любым изменениям и не реагирующая на внешние сигналы, не способная подстраиваться под современные требования.

У нас раньше большинство вузов было сконцентрировано в Донецке. Сейчас многие вузы выехали из Донецка. Разъехались и потерялись многие специалисты, часть из них уехала. Но традиции остались.

То, что потерялось, то сегодня нуждается в перестройке и переосмыслении. Сейчас тот самый случай, когда есть возможность, коль скоро все связи нарушены, эти связи заново установить, но уже в новом формате, который обеспечил бы нашу конкурентоспособность. Мы не глупые, я имею в виду людей, которые работают и в Краматорске, и на заводе, и те ребята, которые заканчивают школы Краматорска. Поэтому мы могли бы обеспечить выпуск, подготовку специалистов, для того чтобы обеспечить выпуск продукции на требуемом уровне.

Должно быть создано под единым началом единое звено жизни общества, города. Которое предусматривало бы сбалансированное развитие всех элементов. Т.е. если мы говорим о формировании специалистов высокого класса, то на базе ДГМА и на базе перемещенных вузов, включая техникумы, училища и систему общего среднего образования, необходимо создать единую схему управления этим процессом.

Сегодня существует управление образования и науки областного совета, это их вопрос. Там много отдельных, но взаимосвязанных структур, которые решают задачи по отдельности и передают друг другу наработанную информацию.

Первое, что должно быть сделано, сокращена эта цепочка управления. Должно быть так, чтобы еще в самом начале, в школе, формировалась бы общая стратегия подготовки будущего специалиста. Все учебные заведения региона должны быть объединены в одну образовательную структуру – например, в Северо-восточный университет Украины. В этом университете должна быть обеспечена сбалансированная подготовка и внедрена современная идеология подготовки специалистов. Школы, техникумы, училища и этот университет, необходимо завязать в единую управленческую структуру, в единую научную и единую образовательную среду с единой непрерывной системой образования.

При существующих проблемах в качественном уровне подготовки абитуриентов вуза, мы стараемся обеспечить мировой уровень специалистов, и без завода нам здесь никуда не деться. Мы предлагаем вариант создания совместно с заводом «start up - полигонов новой техники и технологии», дальнейшего индивидуального повышения квалификации и образовательного уровня  уже работающих специалистов - сегодня другого пути не будет. Это значит, что если завод собирается развивать какое-то производство, то те кафедры, которые имеют связку с этим производством, должны пройти повышение квалификации вместе с работниками завода, участвовать в монтаже и эксплуатации этого оборудования.

Если завод видит свое развитие с какой-то фирмой, мы должны участвовать в этих переговорных процессах, программах подготовки специалистов. Заводу может быть выгодно такое взаимодействие. Во всей этой программе в сосуществовании завода и кафедры, главным критерием должен быть критерий взаимной выгоды для завода, кафедры, студентов и потребителей продукции НКМЗ. Сейчас нужно сделать упор именно на эту часть. Всегда НКМЗ помогал в науке, конференциях, в развитии подготовки специалистов, в развитии программ 3-2-1, в практической целевой подготовке. Наверное, уже пришло время дальнейшего развития интегрированной подготовки специалистов в вузе совместно с заводом и фирмами, поставляющими на завод новое оборудование и технологии, в первую очередь – информационные, на которые сегодня основной упор делает кафедра технологии машиностроения.

Александр Олейник

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Ха

  • Тренды

  • Знания

  • Эмоции

  • Техно

  Свежий выпуск газеты

  Поиск