19.09.2018
Blue Red Green

Доклад начальника управления образования Краматорского горсовета

ДОКЛАД начальника управления образования Краматорского городского совета Евгении Сидоровой на городской конференции работников образования Краматорска.

 

В городе функционирует 32 коммунальных и 1 частное общеобразовательных учреждений: 1-2 ступеней – 4 (№ 13, 21, 28, школа-интернат № 3,), 1-3 ступеней – 29, в т.ч. два учреждения нового типа: КУГ и КЕГГ.

3 школы имеют статус украиноязычных, 22 украинские, в которых функционируют классы с русским языком обучения и 7 – русскоязычных, с украинскими классами.

Школы с украинским языком обучения: № 28, КУГ, школа-интернат № 3.

Школы с русским языком обучения: № 5, 9, 15, 19, 21, 24, КЭГГ.

Средняя наполняемость школ г. Краматорска составляет 55% от проектной мощности (областной показатель 62%). Средняя наполняемость классов по городу 21,2, при областном показателе 20,9.

В 2011-2012 году количество учеников составило – 15 220.

Рождаемость имеет периодическую волновую структуру, так наборы учащихся в 1 классы достигает своего локального максимума вызванного увеличением рождаемости в период 2006-2008 годов. И эта динамика по прогнозам должна сохраниться до 2013-2014 года.

В то же время количество детей старшей возрастной группы приходится на минимум рождаемости в 1999-2001 годах. Что привело к ситуации, когда количество 10-классников в общеобразовательных школах снизилось до, можно сказать, «критической точки» и составляет менее 1 000 учеников.

В 2011-2012 учебном году сократилось количество учащихся, которые обучаются во вторую смену с 7,8% до 5,8%. Во вторую смену обучаются дети в ОШ № 3, 6, 25, 31, 35. Эту проблему необходимо решить в 2013 году. 

Согласно Закону Украины «Об общем среднем образовании», во исполнение требований Донецкой областной СЭС (№ 4728-03.5 от 05.06.2012), учитывая техническое состояние зданий учреждений образования, исходя из анализа тяжелых последствий предыдущей зимы, управление образования выполняет работы по подготовке учреждений образования к 2012-2013 учебному году и к работе в осенне-зимний период.

Исполкомом городского совета на проведение капитальных ремонтов было выделено из городского бюджета 2 144 499,22 грн., на текущие ремонты - 150 000 грн. В прошлом году на капремонты выделялось 2 567 500 грн., на текущие - 449 700 грн. Из областного бюджета выделено 600 000 грн. на открытие 5 дополнительных групп на базе ДОУ № 87, 92, 97 и ОШ № 32.

Впервые за последние 10 лет выделены средства на ремонт пищеблока (ДОУ № 68) и это очень важный факт, потому что пищеблоки детских садов требуют капитальных ремонтов на 70%. В последние годы они ремонтировались только на средства родителей (ДОУ № 53, 88, 72, 6). Впервые выделены средства для решения застарелой проблемы - ремонта системы водоотведения как на прилегающей к ОШ № 18 территории, так и на территории школы. Этот вопрос долгое время был на постоянном контроле СЭС и, наконец, снят с повестки дня. Важными событиями по завершению работ станут реконструкция котельной в ДОУ № 75 и системы отопления в ОШ № 25. Эти работы ведутся и по плану должны быть выполнены до 1 сентября.

Директора общеобразовательных школ при составлении планов ремонтов приняли необходимые меры по привлечению внебюджетных средств для подготовки работы в осенне-зимний период и проведения ремонтов. Родительские комитеты на ремонты школ города собрали более миллиона гривен. В перечень работ входят: ремонт классных комнат (которые на 100% финансируются родителями), спортивных залов (ОШ № 3, 4, 8, 10, 11, 28, 31, 32, 35), ремонт детских туалетов (ОШ № 4 - на 46 000 грн., № 8 — 36 000 грн., № 10 — 12 000 грн., № 23 — 900 грн., № 24 — 37 300 грн., № 30 — 1 600 грн.),  ремонт крыш (№ 10, 19). Во всех школах за средства родителей отремонтированы столовые. В ОШ № 21 в помещении столовой заменены канализационные трубы (2 000 грн.), в ОШ № 8 приобретены три водонагревателя (4 500 грн.), в ОШ № 35 - один (1 500 грн.).

ВОШ № 17 приобретены мойки в школьную столовую из нержавеющей стали. Косметические ремонты проведены во всех мастерских, столовых, медицинских кабинетах, спортивных залах, туалетных комнатах, рекреациях школ. Родительские советы обновляют материальную базу. Закуплена мебель: ОШ № 4, 9, 10, 18, 22, 24, 25, 26, 35, КУГ). Приобретенная новая техника:
ОШ № 4 - газонокосилка, ОШ № 8 - компьютер, акустическая техника,
ОШ № 9 - два принтера, два ноутбука, компьютер, ОШ № 12 - телевизор,
ОШ № 20 - микроволновая печь, газонокосилка, проектор, ОШ № 23 - телевизор, ОШ № 24 - газонокосилка, три проектора и телевизор, ОШ № 35 - многофункциональное устройство.

Аналогичную работу проводят попечительские советы детских садов:

-                   капитально отремонтировано 16% групповых помещений, 15% спальных комнат, по 14% раздевалок и туалетов,

-                   заменено 500 кв. м линолеума,

-                   в 80% ДОУ капитально отремонтированы или модернизированы павильоны, в них установлены скамейки, игровые сооружения,

-                   в ДОУ № 48, 39, 80, 8 проведены работы по асфальтированию дворов,

-                   установлено 98 новых окон, 48 дверей,

-                   закуплено 7 холодильников, 10 стиральных машин, 2 кондиционера,

-                   в 59% ДОУ приобретена новая мебель, в 44% - заменена посуда.

Школы города привлекаются к участию в проектной деятельности.

ОШ № 8 (директор Калинина В.П.) в конкурсе проектов местного развития получила 100 000 грн. В школе проведена реконструкция
2-х кабинетов в малый спортивный зал и капитальный ремонт санузлов старшего корпуса. Решением  Наблюдательного Совета конкурса проектов местного развития областной госадминистрации от 31.07.2012 определены победители, среди которых:

1)                  ОШ № 26 (директор Валавина Т.М.). Проект "Детство здоровое - детство радужное" на сумму 15 150 грн.

2)                  ОШ № 16 (Шевченко Л.Г.). Проект по установке спортивной открытой площадки на сумму 85 000 грн.

3)                  ОШ № 32 (Бабкин В.А.). Проект по созданию спортивной площадки на сумму 80 000 грн.

4)                  ОШ № 8 (Калинина В.П.). Проект "Создание комфортных условий для младших школьников" на сумму 87 934 грн. для замены окон и приобретение сантехники.

В подготовке к новому учебному году оказывают помощь предприятия города. Заводом НКМЗ выполнено следующее:

-                   отремонтирован фасад здания ОШ № 1 (80 000 грн.),

-                   выделены средства на реализацию проектов местного развития
(100 000 грн.) ОШ № 8,

-                   замена асфальтового покрытия в ДОУ № 64 на сумму 60 000 грн.,

-                   закуплена мебель и линолеум для ОШ № 12 на сумму 22 000 грн.

Заводом ЭМСС выполняется:

-                   частичный ремонт котла и дымохода в ОШ № 21,

-                   приобретение компьютерной техники для ОШ № 22 на сумму
100 000 грн.,

-                   ремонт ОШ № 30 на сумму около 700 000 грн. (замена окон, ремонт фасада, полов второго этажа),

-                   постоянная помощь школе-интернату № 3: выданы ноутбуки выпускникам 9-го класса, ремонт канализации.

Фонд "ГОРОД":

-                   ремонт крыши ОШ № 9 на сумму 103 000 грн.

-                   ремонт санузлов, полов в КУГ на сумму 75 500 грн., приобретение мебели на сумму 16 000 грн. (для медиа класса).

АТП № 11410:

-                   ремонтные работы в спортивном зале, замена окон, установка разновозрастных турников.

Завод СКМЗ:

-                   ремонт фасада ОШ № 1 (30 000 грн.)

Церковь "Добрая весть":

-                   помощь интернату № 3 в ремонте систем отопления и канализации.

Большое внимание уделяется утеплению зданий путем замены окон и дверей на металлопластиковые. В ОШ № 22 (Крупченко Н.Н.) на 100% в учебных кабинетах установлены пластиковые окна, близкий показатель и в ОШ № 25 (Нещетная А.С.). Высокие показатели в этом направления имеют школы № 3, 4, 8, 10, 30, 33, 35, КУГ.

 

 

Совершенствуется в городе и система дошкольного образования. Прежде всего, расширились возможности для получения образовательных услуг детьми дошкольного возраста. Как и прежде, в городе функционируют 35 дошкольных учреждений, из них 34-управления образования, 1 частный д/с «Надійка”. И, впервые в нашем городе, открыт новый тип учебного заведения - учебно-воспитательный комплекс «школа - детский сад» на базе ОШ № 32, где будут функционировать 2 дошкольные группы для детей с 4-6 лет в количестве 50 человек.

Кроме того, дополнительно на 1 сентября будет открыто еще 3 группы в ДОУ №  87, 97, 92. Это позволит удовлетворить потребность еще 75 семей в общественном дошкольном образовании. Всего же за последние 3 года дополнительно в дошкольных учреждениях открыто 19 групп (2010 г.-12 гр., 2011 г.-2 гр., 2012 г.-5 гр.), что позволило охватить еще 475 детей, для охвата которых понадобилось бы 4 дошкольных учреждения на 120 мест.

Расширение и оптимизация сети групп дошкольных учреждений позволило:

-        охватить общественным дошкольным образованием 5870 детей от 2 до 6 лет, что на 162 ребенка больше, чем в прошлом году;

-        на 5%, по сравнению с прошлым годом, увеличить охват детей в возрасте 3 до 6 лет;

-        снизить очередность на определение детей в ДОУ на 475 человек, особенно на поселках пос. Пчелкино, Ясная Поляна, Шабельковка за счет открытия дополнительно 1 группы в д/с № 87 и образования учебно-воспитательного комплекса «школа -  детский сад» на базе ОШ № 32. 

И как следствие, на сегодняшний день количество заявок на устройство детей в детские сады снизилось на 55% и составляет 200 человек.

Первостепенным направлением деятельности дошкольных учреждений является забота о физическом состоянии и здоровье воспитанников. С этой целью:

-        для детей, которые требуют коррекции физического развития, лечения и реабилитации в ДОУ функционирует 11 санаторных и 53 группы специального назначения, в которых воспитывается 1322 (22,6%);

-        на базе детских садов силами инструкторов по физкультуре организована работа 19 спортивных секций, которые посещают 356 детей дошкольного возраста;

-        оборудованы 32 спортивные площадки и 24 физкультурных зала на базе дошкольных учреждений;

-        функционируют в полном объеме 2 - бассейна на базе ДОУ № 88, 71, «Школа здоровья» на базе ДОУ № 71, 3 – фитобара на базе ДОУ № 64, 5, 97.

Большое внимание в минувшем году уделялось и системе непрерывного образования педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, которое предусматривало внедрение новых форм методической работы, стимулирующих  постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов.

С этой целью в течение учебного года методической службой дошкольных учреждений проведено более 60 городских мероприятий. Кроме информационно-методических форм работы с различными категориями педагогических работников, традиционных городских мероприятий для воспитанников детских садов, впервые в прошлом году проведен семинар-практикум для поваров дошкольных учреждений и профессиональный конкурс «Лучший воспитатель».

Проведенный конкурс профессионального мастерства способствовал повышению статуса воспитателей дошкольных образовательных учреждений, раскрытию их творческого потенциала, пропаганде и распространению новых педагогических методик и технологий в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Результатом его проведения стало определение 6 мастеров воспитательского дела города из детских садов № 39, 53, 69, 11, 64, 92, которые стали финалистами, и победителя - воспитателя ДОУ № 69 Бородай Светланы Юрьевны.

Активнее чем в прошлые года, педагоги дошкольных учреждений принимали участие в областных и Всеукраинских конкурсах, а именно:

-        в областном конкурсе «Лучший работник года» в номинации «Лучший работник образования по подготовке детей к школе» приняла участие победитель городского конкурса профессионального мастерства «Лучший воспитатель» воспитатель ДУЗ № 69 Бородай Светлана Юрьевна;

-        в областном этапе Всеукраинского конкурса-защиты современной модели учебного заведения «Школа содействия здоровью» принимал участие и получил сертификат о внесении в сеть «Школ содействия здоровью» ДОУ № 82;

-         во Всеукраинском рейде-конкурсе «Увага! Діти на дорозі» приняли участие 12 дошкольных учреждений (это ДОУ № 11, 34, 8, 67, 53, 64, 72, 68, 48, 15, 47, 92).

Лауреатами и призерами профессиональных конкурсов, акций, марафонов разного уровня стали:

-        Дошкольное учреждение № 91 – победитель областного этапа Всеукраинского конкурса «Лучшее дошкольное  образовательное учреждение»;

-        дошкольное образовательное учреждение № 67 – дипломант Всеукраинского конкурса образовательных технологий «Игрушка здоровья», лауреат профессионального конкурса «Развивающая среда современного дошкольного учреждения»;

-        дошкольное образовательное учреждение № 89 – призер Международного конкурса «Сказки красивого сердца»;

-        дошкольное образовательное учреждение № 48 - лауреат Международного конкурса «Сказки красивого сердца».

С целью оценки эффективности работы д/с по обеспечению качества воспитания и обучения детей впервые в этом году применена рейтинговая система оценки результативности деятельности дошкольных образовательных учреждений, в результате чего определены 5 детских садов, которые достигли высоких результатов в образовательной и воспитательной деятельности. Это ДОУ № 91, 97, 53, 67, 69.

С целью реализации природных наклонностей и склонностей дошкольников в дошкольных учреждениях организована также работа
118 групп с приоритетными направлениями деятельности, 50 кружков и
5 студий по интересам, разработана и активно применяется на практике система городских мероприятий, в рамках которой традиционно проведены интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Умники и умницы», фестиваль детского музыкального творчества «Мне звездочка упала на ладошку», детская спартакиада для детей старшего дошкольного возраста «Перші кроки», в которых приняли участие более
500 воспитанников дошкольных образовательных учреждений города.  Значительные результаты в этой работе достигнуты ДОУ № 91, 69, 53, 64, 39, 82, воспитанники которых стали победителями финальных туров конкурсов и соревнований.

Традицией уже стала работа по рекламированию и пропаганде достижений воспитанников детских садов в городе через средства массовой информации и не только. Так, в течение года в городской библиотеке имени Пушкина, в городских супермаркетах были организованы выставки детских творческих работ под девизом «Таланты страны детсадии». 

Особенность 2012-2013 учебного года — введение новых Государственных стандартов образования, их реализация рассчитана на долгосрочный период — 10 последующих лет. В основу новых стандартов положен личностно ориентированный, компетентностный подход, они более четко должны дать ответ на ключевой вопрос «Чему и как должна учить современная школа?». С 1-го сентября 2012 года работу по новым Государственным стандартам начнет начальная школа, а именно первоклассников коснутся новшества образования, а это новые программы, новые учебники, пособия для учащихся и педагогов, введение иностранного языка с 1-го класса и информатики со 2-го (со следующего учебного года). Создание благоприятной среды для успешного адаптационного периода учащихся к систематическим занятиям — залог качественного образования первоклассников.

Требования к обеспечению необходимых условий для обучения и воспитания учащихся, в том числе и 1-ых классов, установлены Государственными санитарными правилами и нормами.

На сколько готовы наши школы к приему первоклассников показали результаты смотра школ перед началом учебного года.

1-го сентября за парты сядут 1 648 учащихся первых классов. Для них подготовлено 72 отремонтированных, оформленных классных комнат.

В школах № 3, 4, 8, 12, 15, 22, 25, 28, КУГ поставлены пластиковые окна, в школах № 4, 8, 9, 17, 20, 22, 23, 33, КУГ — новые парты.

Все классные комнаты первоклассников имеют игровые уголки, а в школах № 3, 6, 8, 20, 24, 33, 35 оборудованы специальные комнаты для игр. В школах № 6, 8, 10, 26, интернате № 3 предусмотрены комнаты для отдыха.

Особое внимание необходимо уделять сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью в школах № 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 16, 22, 23, 32, КУГ будут работать малые спортивные залы для проведения уроков физкультуры, организации подвижных игр учащихся начальной школы.

В рейтинге школ по подготовке 1-ых классов к новому учебному году лидируют школы № 3, 4, 8, 17, 22, 23, 25, 26, 28, 35.

А на сколько к инновациям готовы наши учителя? На протяжении 2011-2012 учебного года 86 учителей начальной школы прошли курсы повышения квалификации, на которых ключевым был вопрос ознакомления учителей с инновационными аспектами новой редакции Государственного стандарта. Вместе с этим в городе организовано и проведено ряд методических мероприятий, направленных на формирование готовности учителя к работе в новых условиях. Среди них: практические семинары, мастер-классы, круглые столы, педконсилиум.

В каждой школе созданы методические кейсы «Нормативное и учебно-методическое обеспечение реализации задач нового Государственного стандарта».

С целью выявления насущных проблем подготовки ребенка к школе проведено анкетирование родителей будущих первоклассников и организована работа круглого стола для родителей «Психофізичнийрозвитокдитинипередшколою».

Таким образом,вся система организационной методической работы направлена на успешную реализацию Государственного стандарта.

В 2011-2012 учебном году значительно выросла творческая инициатива педагогов города. Было проведено около 30 городских педагогических конкурсов. Наиболее значимые среди них «Учитель года — 2012», «Панорама открытых уроков», «Творческий учитель — одаренный ученик», «Портфолио заместителя директора школы», «Педагогический Х-фактор» и др.

В конкурсах участвовало более 160 педагогов, 19 из них стали участниками и лауреатами областного уровня. Среди них учителя школ № 2, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 25, 32, КУГ, интерната № 3.

На протяжении учебного года 70 педагогов нашего города презентовали опыт своей работы на страницах педагогических изданий. Это учителя школ № 2, 22, 25, 26, воспитатели ДОУ № 2, 39, 60, 67, 69, 91.

С целью изучения и апробации актуальных образовательных проблем в городе работало 68 творческих групп под руководством методистов методкабинета, опытных педагогов.

Основные направления их деятельности:

-                    внедрение современных педагогических технологий;

-                    научно-методическое обеспечение преподавания предметов базового компонента;

-                    внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

-                    развитие педагогического мастерства учителя и др.

Современным нововведением в системе образования стало установление и развитие международных связей, расширение контактов в сфере совместного участия в проектах, программах, тренингах, направленных на развитие образования. Такой опыт международной деятельности имеют школы № 1, 3, 4, 16, 32. С целью реализации государственной политики в сфере международного развития и европейской интеграции материалы из опыта работы этих школ вошли в областной информационный банк по обобщению опыта работы учреждений образования с международными организациями. А материалы ОШ № 3 были представлены на фестивале педагогических идей «ІнноваціїосвітіДонеччиниХХІстоліття» в номинации «Міжнароднаінтеграціячерезосвіту» и получили Сертификат.

 

 

Процесс обучения одаренных детей, их подготовка к профессиональной и творческой реализации в самостоятельной жизни – актуальный вопрос сегодня.

Хочется отметить, что на протяжении последних лет развитие детской одаренности является приоритетным направлением образования города.

Выполнение мероприятий областной программы «НадіяДонеччини» позволило достичь определенных позитивных результатов.

По сравнению с 2010 годом количество учащихся, занесенных в областной банк данных на одаренных детей, увеличилось на 29 человек
(2010 год – 37, 2012 – 66).

Городской банк данных насчитывает 347 одаренных учеников.

Донецкая область занимает второе место по Украине в олимпиадном движении, весомый вклад в подготовке учащихся к предметным олимпиадам внес и наш город (2 победителя на Всеукраинском уровне).

За 2011-2012 учебный год увеличилось количество участников интеллектуальных соревнований на школьном, городском и областном этапах Всеукраинских ученических олимпиад.

В городском этапе приняли участие 1738 учащихся общеобразовательных школ, что составляет 27 % от общего количества школьников 7-11 классов, из них 328 завоевали призовые места. Это на 62 человека больше, чем в прошлом году.

В целом анализ результатов городского этапа Всеукраинских предметных олимпиад показал, что максимальное количество победителей городского этапа имеют школы:

ОШ № 22 - 72 победителя

ОШ № 25 - 48 победителей

ОШ № 35 - 37 победителей

ОШ № 4 - 33 победителя

КУГ - 21 победитель

ОШ № 3 - 16 победителей

ОШ № 5 - 12 победителей

ОШ № 10 - 10 победителей.

Возросло количество победителей и призеров областных олимпиад. Если в прошлом году их было 32 человека, то в 2011-2012 учебном году эта цифра составила 51 человек, что подтверждает качество образования одаренных детей города. Город в 2011 году занял 1 место в области, в 2012 году — 2-е место после г. Мариуполя.

Значительных успехов в областных олимпиадах достигли учащиеся ОШ № 22 (17 призовых мест из 9 предметов), № 25 (12 победителей по
8 предметам), № 35 (7 победителей по 4 предметам), № 6 (3 ученика), КУГ
(2 ученика) и ОШ № 2, 3, 4, 10, 12, 17, 30 - по 1 победителю.

Конечно же, это заслуга не только детей, а и руководителей учебных заведений, и педагогических коллективов школ.

Очень приятно осознавать, что в нашем городе учатся талантливые, интеллектуально одаренные, эрудированные дети.

Уже второй год подряд радует нас своими победами во Всеукраинской ученической олимпиаде по физике ученик 11 класса ОШ № 25 Лубинец Алексей.

Призеромпоматематике на Всеукраинском этапе стал Гридасов Михаил, ученик 11 класса ОШ № 35.

Это результат систематической работы учителей-наставников с одаренными детьми.

Следует отметить творческий подход к работе с такими учениками, плодотворный труд Головановой Елены Ивановны, учителя физики ОШ № 25, Рябухи Александры Зиновьевны, учителя математики ОШ № 35.

За победу в олимпиаде на Всеукраинском уровне Лубинец Алексей отмечен высокой наградой – стипендией Президента Украины.

Согласно Государственной программе «Работа с одаренной молодежью» в течение 2011-2012 учебного года 6 611 учащихся школ города Краматорска приняли участие в более 30 конкурсах и турнирах на разных уровнях, из них 1 599 школьников стали победителями и призерами. Наиболее активными участниками конкурсов были учащиеся ОШ № 3, 4, 6, 22, 25, 35, лидерами турниров стали одаренные дети ОШ № 5, 12, 35.

Командыучащихся ОШ № 5 (физика, руководители Коваленко Н.М., Хроменко И.Г.) и ОШ № 22 (химия, руководитель Рудыка В.В.) приняли участие в отборочном туре команд Донецкой области ХХ Всеукраинских турниров юных физиков и юных химиков.

Команда по физике награждена дипломом за участие в отборочном этапе. В индивидуальном зачете ученица ОШ № 5 Павличук Елизавета получила диплом ІІІ степени.

С 25 мая по 10 августа впервые был проведен конкурс «Лучшее учебное заведение по работе с одаренными детьми». При таких высоких результатах школ нашего города в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и турнирах для участия в городском этапе конкурса были предоставлены работы лишь 4-х учебных заведений, хотя системная работа с одаренными детьми ведется в большинстве школ города. Лучшими были работы ОШ № 22, 25 и КУГ, материалы этих учебных заведений будут направлены на рассмотрение областной комиссии.

Одним из показателей системной работы с одаренными детьми есть то, что ОШ № 8, 12, 22 и КУГ являются областными базовыми школами по подготовке детей к ученическим олимпиадам по химии, физике, украинскому языку и литературе.

Повысился интерес учащихся и к научной деятельности.

За три года увеличилось количество победителей и призеров городского конкурса-защиты ученических научно-исследовательских работ МАН.

В 2011-2012 учебном году на секциях городского конкурса было защищено 73 работы научно-промышленного и экономико-гуманитарного профилей, что на 25 работ больше по сравнению с 2009-2010 учебным годом, из них 51 человек победители и призеры (2009-2010 уч. год – 36 человек).

В областном этапе конкурса приняли участие 15 слушателей МАН, из них 9 победителей и призеров, в 2010-2011 учебном году – 7. Лучшими были работы учащихся ОШ № 24, КУГ, 25, 6.

На протяжение многих лет педагогические работники ЦВР и КУГ на высоком уровне готовят учеников к исследовательской деятельности.

Слова благодарности заслуживает работа Бычковой Златы, ученицы ОШ № 24, которая в течение двух лет по результатам участия во Всеукраинском этапе конкурса МАН Украины стабильно занимает призовые места. Безусловно, что столь весомый успех Злата достигла не только благодаря собственным усилиям, но и титаническому труду руководителя исследовательской работы Овсянниковой Натальи Борисовны, ЦВР.

Во время летних каникул учащиеся КУГ продолжали заниматься исследовательской деятельностью. Савчук Ярослава приняла участие в работе Всеукраинской фольклорно-этнографической экспедиции МАН в г.Сумы, Чернявский Антон участвовал в работе Всеукраинской летней астрономической школы МАН в п.Научное Бахчисарайского района АР Крым.

Каждый год учащиеся школ города поощряются денежными вознаграждениями за высокие достижения в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, турнирах на областном уровне и на уровне Украины. В 2011-2012 учебном году 336 одаренных детей (76 интеллектуалов, 157 спортсменов, 101 учеников художественно-эстетического направления, 1 ученик с коммуникативно-организаторскими способностями, 1 – практического направления) получили разовую премию городского совета на сумму
50 тыс.грн.

Уже стало традицией проводить городскую церемонию награждения одаренных детей. Этот год не стал исключением. 15 декабря в актовом зале ДГМА состоялся торжественный праздник «Звезды надежды».

Слова благодарности хочу выразить ректору ДГМА, профессору Федоринову Владимиру Анатольевичу, проректору ДГМА по научно-педагогической и учебной работе, профессору Сергею Вадимовичу Ковалевскому за сотрудничество, взаимопонимание, за предоставленную возможность провести мероприятие в их уютном, замечательном зале. 

В 2012 году во внешнем независимом тестировании приняло участие 1153 учащихся школ города, что составило 93,3% от общего числа выпускников.

Самыми «массовыми» стали предметы:

украинский язык и литература      – 1153 100%

математика                                       – 838               72,7%

история Украины                            – 699               60,6%

физика                                                          – 344               29,8%

биология                                                      – 341               29,6%

Кроме этого учащиеся нашего города участвовали в ЗНО по химии (14,1%), географии (21,9%), всемирной истории (2,2%), русскому языку (3,9%), английскому (23,8%) и немецкому языкам (2 ученика – 0,02%).

Детальный статистический анализ представлен в свободном доступе на сайте управления образования. Мы остановимся только на основных предметах. В качестве инструмента для сравнения результатов использовались два показателя: качество знаний и среднее. Так при расчете качества знаний во внимание принимались учащиеся, получившие от 150,5 баллов и выше, а при подсчете среднего – все результаты учащихся.

Сравнивая результаты за все годы проведения ВНО можно заметить определенную стабильность результатов учащихся школ. Качество знаний находится на уровне 60%. Этот результат находится выше среднего по области и по Украине в целом, что представлено на диаграмме.

Принимая за основу показатель «среднее» город находится на 6 месте среди городов Донецкой области.

Среди лидеров на уровне города отмечаем школы, чьи показатели выше среднего по городу:

КУГ

97,6%

ЗОШ № 25

89,6%

ЗОШ № 3

87,5%

ЗОШ № 32

81,8%

ЗОШ № 5

80,0%

ЗОШ № 22

72,2%

ЗОШ № 35

69,3%

ЗОШ № 26

66,7%

КЕГГ

64,7%

ЗОШ № 6

63,2%

ЗОШ № 9

62,9%

ЗОШ № 16

62,5%

ЗОШ № 24

60,5%

Математика и физика.

Эти два предмета достаточно близко связаны и традиционно дают высокие результаты в различных конкурсах, турнирах в т.ч. и ВНО. В этом году 3 учащихся нашего города получили наивысший балл по предмету математика: Сальникова Елена ОШ 25, учитель Киляновская И.А., Адаменко Вадим и Луценко Вячеслав ОШ 35, учитель Рябуха А.З.

Однако следует заметить, что показатель «качество знаний» в этом году был самым низким за все время проведения ЗНО. Но эта тенденция характерна для всей Украины и обусловлена, скорее всего, разным уровнем сложности заданий.

При этом город входит в 10 город с наивысшим рейтингом по Донецкой области.

Среди лидеров по «качеству знаний» отмечаем школы:

КУГ

95,7%

ЗОШ № 5

93,8%

ЗОШ № 25

92,5%

ЗОШ № 3

85,7%

ЗОШ № 22

81,2%

ЗОШ № 26

80,0%

ЗОШ № 9

76,2%

ЗОШ № 35

72,9%

ЗОШ № 18

66,7%

ЗОШ № 24

64,3%

ЗОШ № 32

62,5%

ЗОШ № 19

60,7%

 Физика оказалась самым успешным предметом ЗНО 2012 года. В «общекомандном рейтинге» наш город занял 4 место среди всех городов области.

 

С результатами по физике и школах-лидерах по этому предмету вы можете ознакомится на слайдах.

Школы, имеющие наивысший рейтинг:

ЗОШ № 25

100,0%

ЗОШ № 4

85,0%

ЗОШ № 2

83,3%

ЗОШ № 22

82,1%

ЗОШ № 35

81,8%

ЗОШ № 17

78,6%

ЗОШ № 31

77,8%

ЗОШ № 5

75,0%

ЗОШ № 15

71,4%

ЗОШ № 3

69,6%

КУГ

69,2%

ЗОШ № 11

66,7%

ЗОШ № 6

66,7%

 

Еще одним предметом, давшим «200 балов» есть история Украины. Ученик ОШ № 25 Храменко Сергей (учитель Гочошвили И.А.). Результаты по истории Украины представлены на слайдах.

КУГ

92,3%

ЗОШ № 5

83,3%

ЗОШ № 25

81,8%

КЕГГ

75,0%

ЗОШ № 2

66,7%

ЗОШ № 3

66,7%

ЗОШ № 8

66,7%

ЗОШ № 22

61,8%

ЗОШ № 31

61,5%

ЗОШ № 24

58,1%

 Наиболее эффективной формой обеспечения школьников качественным образованием на сегодняшний день признано организация работы образовательных округов.

 

На базе округов предоставляются различные образовательные услуги через разные формы работы.

Наиболее распространенными формами работы на образовательных округах стали: работа центра довузовской подготовки «Абитуриент», работа с одаренными детьми (консульт пункты, факультативы), психологические кружки (Познай себя, искусство общения), расширяются связи с детскими дошкольными учреждениями (Информатика для воспитанников детских садов), появились курсы по выбору и кружки профориентационной направленности (Современное деловодство, Юный медик, Экспериментальная химия и др).

            Проведенный анализ наполнения образовательными услугами округов за последние три года показал увеличения спектра образовательных услуг.

            Общее кол-во межшкольных факультативов, которые предоставляют дополнительные образовательные услуги учащимся по городу на округах за последние три года возросло с 63 до 111.

Так в 2009-2010 уч. г. их насчитывалось 63 КП.

2010-2011 уч. г. - 78 КП.

            А 2011-2012 уч. г. в городе функционировало уже 111 межшкольных факультативов и консультационных пунктов, что составило 19,5% от общего количества в области (312 межшкольных факультативов и 256 КП).

            Общий прирост за два года составил 48 КП, что составило 76% по сравнению с 2009-2010 годом и 42% по сравнению с 2010-2011 годом.

            Проведенный анализ показывает, что наблюдается стабильное увеличение кол-ва пунктов «Абитуриент», развивающих кружков, однако следует обратить внимание на работу с одаренными детьми и осуществление допрофильной подготовки и профориентационной работы на округах.

            Несмотря на это общая тенденция направлена на увеличение, что говорит о необходимости работы в этом направлении

            Опыт нашего города был признан одним из лучших в области и представлен на областном семинаре «Эффективность работы субъектов образовательного округа по предоставлению услуг для обеспечения равного доступа к качественному образованию».

Семинар проведен 19 апреля 2012 года в виде круглого стола на базе
ОШ № 35 для директоров областных опорных школ – членов областной ТГ.

            На семинаре директором ош 35 Ридош М.И. был представлен опыт работы 1 образовательного округа, рассмотрены актуальные вопросы деятельности образовательного округа.

            Члены областной творческой группы  посетили школы округа и ознакомились с практикой предоставления образовательных услуг на округе, где почерпнули много нового.

            Однако несмотря на позитивную динамику в работе округов существую проблемы которые нам предстоит решать.

1. Это активизация Сетевого взаимодействия по вопросам комплектования профильных классов и организация допрофильной подготовки

2. Актуальной становиться взаимодействие с детскими садами по вопросам преемственности. 

Одним из главных направлений дифференциации, на государственном уровне, однозначно определено введение профильного обучения.

            В 20011-2012 уч. году все 2210 учащихся 10-11 классов были охвачены профильным обучением, что составило 100%.

            По сравнению с 2009-2010 уч. г. прирост составил 52%.

            Анализ результативности работы по организации профильного обучения на фоне области в разрезе каждого профиля показывает следующие результаты

            Наблюдается уменьшение филологического и общественно-гуманитарного направлений и увеличение технологического направления

            Естественно-математическое направление приближается к областным показателям.

            Все эти изменения обусловлены естественно спецификой региона и современными изменениями в обществе

            Достаточно высокий процент охвата учеников старшей школы профильным обучением - результат введения углубленного изучения определенных предметов в основной школе.

            На сегодня существует позитивная динамика в его организации по городу, охват которым составляет 230 учеников по сравнению с 92 учениками в 2007 году, 109 учениками в 2008 году, 159 учениками в 2009 году и 208 учениками в 2010 году.

            Классы с углубленным обучением открыты в ОШ № 35 и ОШ № 8, ОШ № 5. 

Проведенный анализ обеспечения учебниками учащихся школ города за счет бюджетных средств показал.

Учащиеся 1-11 классов города обеспечены учебниками на 96%, из них с украинским языком обучения  на 98%.

1-4 классов на 99%, из них с украинским языком обучения на 98%.

За счет увеличения контингента учащихся 3-4 классов с украинским языком обучения процент обеспечения в 3-х классах составил 99%, а в 4-х классах 95%.

Классы с русским языком обучения обеспечены учебниками на 100%.

Учащиеся 5-9 классов обеспечены учебниками на 99,2% , из них с укр яз обучения на 98,6%.

Основная проблема по основной школе существует в 5 –х классах с укр. языком обучения за счет увеличения контингента учащихся в этом году. Обеспечение по 5-м классам составляет 95%, из них с укр яз обучения – 92%.  Все остальные классы среднего звена обеспечены учебниками на 100%.

Учащиеся 10-х классов обеспечены учебниками на 77,9%, а 11 классы на 90% (из них с укр яз обучения на 91,4%, с рус на 89%)

В июле-августе получены учебники для учащихся 1-х классов (100% сделанного заказа), и частично для учащихся 3-х, 4-х, 5-х (всего 1 395 шт с 3 по 5 кл.) и 11 классов (1300 шт.). До 1 сентября планируется дополнительная партия для учащихся 1 (англ яз) и 11 классов.

Обеспечение учебниками по городу планируется довести до 100% как за счет бюджетных средств, перераспределения учебников по городу, области, по стране; учебников которые получены во временное пользование, учебников прошлых лет и электронных ресурсов.

С целью своевременного получения информации о состоянии обеспечения учебниками учащихся школ города создана электронная база учебников по городу, которую имеет на сегодня все школы города. После корректировки в сентябре месяце она будет выложена на сайте УО. 

Человечество давно вступило в информационную эру, эру числовых технологий. 10-15 лет назад большинство из нас не имело мобильных телефонов, а те которые модели, которые существовали имели только одну функцию: совершать звонки. В наше время уже привычными стали понятия «смартфон», «АйПад», «планшет», «нетбук»… В нынешнем году была принята государственная программа «100 відсотків», цель которой: внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий и создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе этих технологий.

Основными направлениями реализации задач, определенных программой и другими нормативными актами есть:

100% овладение учителями
информационно-коммуникативными технологиями

Введение информатики как предмета начиная со 2 класса

Создание и функционирование сайтов всех учебных заведений

В этой связи ведется следующая работа:

На базе УМЦСКТ проводятся курсы для учителей города в рамках программы «Intelнавчання для майбутнього». В рамках этой программы в 2011-2012  учебном году было подготовлено 8 городских тренеров. Прошли обучение 27 учителей и 22 начали занятия с августа. Кроме этого проводятся занятия для библиотекарей школ, учителей по работе с созданной городской ВИКИ-школой, курсы повышения квалификации учителей при облИППО, в том числе планируются и курсы по подготовке учителей информатики для начальной школы.

Самым больным местом в этом вопросе остается оснащение учебных заведений компьютерной техникой. К сожалению мировой эконмический кризис остановил все программы по бюджетному финансированию компьютеризации школ. В программа «100 відсотків» впервые, c2008 года запланировано выделение средств на эти цели. Однако это вопрос времени, но хотелось бы отметить школы, которые в этих условиях не только сохранили старую технику, но существенно пополнили свой компьютерный парк компьютерной техникой. Это и покупка за счет спонсорских средств проекторов для школ, и текущие ремонты компьютерной и оргтехники, пополнение классов и победа ОШ № 11 в проекте от сети супермаркетов ЭКОМаркет. В прошлом году был полностью обновлен компьютерной класс ОШ № 18 при участии депутата горсовета.

С хорошего подарка начинается и новый учебный год: в ОШ № 22 при поддержке ЭМСС и его руководства был открыт современный компьютерный класс на 15 ученических мест, которому позавидовали бы не только школы, но и многие высшие учебные заведения. Спасибо Ефимову Максиму Викторовичу.

В 2011-2012 учебном году все общеобразовательные учреждения города создали свои сайты, что, во-первых, является требованием программы «100%», а во-вторых, стало неотъемлемым имиджевым атрибутом любой фирмы, организации, учреждения в наше время. Не отстают от школ и дошкольные учреждения. На сегодняшний день 7 дошкольных заведений имеют свои сайты. И, к слову сказать, некоторым школам стоило бы поучиться в этом вопросе у них. В прошедшем году областным институтом проводился конкурс сайтов учителей и методических объединений. Приняли участие в нем и наш город. На конкурсе были представлены сайты методобъединений украинского языка и литературы, физики, физической культуры. Активно участвовали и учителя нашего города, а учитель музыки ОШ № 25 Балакирская Лариса Алексеевна, . стала призером и получила диплом ІІІстепени. 

Социальный заказ общества школе сегодня заключается в том, чтобы подготовить не только активных, образованных, высококультурных людей, но и полноценных членов общества. Для этого в городе созданы все условия.

Созданная система внешкольных услуг, которая обеспечивает развитие способностей, талантов, одаренности детей и побуждает их к активной деятельности, оправдывает себя. Сохранена сеть внешкольных учреждений системы управления образования: на сегодняшний день это 4 внешкольных учреждения, в которых функционирует 422 различных кружка и секции. В них количество детей и подростков, охваченных различными видами деятельности, остаётся стабильным: 37% от общего количества учеников общеобразовательных школ города.

5% детей льготных категорий от общего количества занимающихся детей охвачено кружковой работой.

Налажена работа и школьных кружков, для этой цели дополнительно выделено 44 ставки кружковой работы (44,5 ставки в 2010-2011 учебном году). Всего в школах функционировали 374 разнопрофильных кружка и секции, с охватом 6968 детей (46%), это на 4% меньше, чем в 2010-2011 учебном году, было 395 кружков с охватом 7400 (50%). Причину такого снижения следует искать в каждом учебном заведении конкретно.

Относительно формирования здорового способа жизни осуществляется просветительская работа через внедрение программ Министерства образования и науки Украины и международных проектов из данного направления:
«Равный  - Равному»; «Диалог», «Полезные привычки»; «Школа против СПИДа»; «Альтернатива» - по профилактике всех видов насилия, «Стоп, наркотик!» - задействовано  более 9 тыс. учащихся от 10 до 16 лет. из 32 школ города (кроме КЕГГ).

В городе плодотворно действует общественный факультет для старшеклассников «Юный медик» на базе ЦВР.

С целью пропаганды здорового образа жизни 10 апреля 2012 года  для подростков в Краматорске был проведен региональный фестиваль «Молодежь выбирает здоровье», в котором взяли участие 10 городов Донецкой области и две команды из нашего города – ОШ №№ 16 и 24.  В областном этапе фестиваля 2 место завоевала команда ОШ № 24. 

Ни для кого не секрет, что в течение последних лет прогрессирует негативная тенденция, которая характеризует ухудшение здоровья и физической подготовленности ученической молодежи. Со вступлением ребенка в школу значительно ограничивается его двигательная активность. Результаты обследований свидетельствуют, что 56% детей и подростков школьного возраста в течение учебной недели не бывают на свежем воздухе. Увеличение психоэмоциональной нагрузки, использования компьютерной техники в учреждениях образования и в быту, неблагоприятные экологические условия нашего города, недостаточное и неполноценное питания также не способствуют сохранению и укреплению здоровья школьников. Из 15191 ребенка, обучающегося в школах города 13437 детей (88,4%) занимаются всеми видами физкультурно-оздоровительной работы, по состоянию здоровья 540 детей (3,5%) относятся к СМГ, к подготовительной 967 (7%), освобождены от занятий физкультурой 247 (2%). Такая тенденция сохраняется не первый год. Причем впервые наблюдается картина уменьшения количества детей, относящихся к СМГ и подготовительной.

 

И хотя данные вопросы нуждаются в соблюдении государственной политики в выработке новых подходов к физическому воспитанию детей и молодежи и развитию школьного спорта, управление образования с целью сохранения здоровья учащихся и повышения их двигательной активности проводит целенаправленную спортивно-массовую работу.

В 2011-2012 учебном году были выполнены на 100% все запланированные мероприятия.

В течение учебного года прошли массовые соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, л/атлетике, туризму. Были проведены месячник «Спорт для всех – общая забота», Олимпийская неделя, Единый олимпийский урок, акция «Молодежь выбирает здоровье», День бегуна и т. д. Всего проведено более 20 городских соревнований, в которых было задействовано почти 6 тыс. школьников.

Высоких результатов достигли ОШ №№ 9 (баскетбол), № 6 (волейбол, юноши), № 4 (волейбол, девушки), № 35 (легкая атлетика, юноши), № 10 (легкая атлетика, девушки), ОШ № 22, 24, 26, 8 (футбол).

БАСКЕТБОЛ

ОШ № 9

ВОЛЕЙБОЛ  юноши

ОШ № 6

ВОЛЕЙБОЛ девушки

ОШ № 4

Л/ААТЛЕТИКА юноши

ОШ № 35

Л/ААТЛЕТИКА девушки

ОШ № 10

ФУТБОЛ

ОШ №№ 22,24,26,8

ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ

ОШ № 2

СТАРТЫ НАДЕЖД

ОШ № 25

ОЛИМПИЙСКИЙ АИСТЕНОК

КУГ

 

Победу в соревнованиях «Веселые старты» для младших школьников завоевала команда ОШ № 2, которая с честью выступила на областных соревнованиях, заняв 3 место.

В соревнованиях «Старты надежд» лучшей стала команда ОШ № 25.

«Олимпийский аистенок» принес победу в региональных соревнованиях КУГ и почетное 4 место в областных соревнованиях.

Впервые за много лет в нашем городе согласно новому Положению МОНУ прошли военно-спортивные соревнования «Зарница». Игра привлекла 14 команд из ОШ №№ 2,3,4,5,8,9,10,15,22,24,25,6,23,31,32,33. Победителем стала команда ОШ № 10, которая завоевала 1 место в областном этапе игры и будет продолжать сражение на Всеукраинском уровне, представляя Донецкую область в г. Одессе.

Традиционно лидирует в игре «Будущий воин» и военно-патриотическом комплексе «Казацкий гарт» ОШ № 35, которая и в области уже четвертый год в соревнованиях никому не уступает серебро.

Впервые в прошлом учебном году в городе была проведена игра украинского казачества «Сокол. Джура», в военно-спортивной патриотической игре взяли участие всего 3 школы – ОШ №№ 6,25,30. Лучшей оказалась
ОШ № 25.

Новым и актуальным в учебном году был и национальный Кубок школьного футбола Евро – 2012, в котором приняли участие 28 команд. Победительницей стала команда ОШ № 8, она же и представляла город на региональных соревнованиях.

Успех Краматорску принесла и олимпиада по физкультуре «Олимпийские надежды Донбасса». 20 общеобразовательных школ (кроме ОШ № 3 1, 9, 11, 13, 19, 20, 21, КУГ) приняли участие в олимпиаде. Победителями городского этапа стали  учащиеся ОШ № 26, 18. Учащиеся ОШ № 26 под руководством учителя физкультуры Рауткина О.Ю. достойно выступили в г.Донецке, и в областном этапе олимпиады Краматорск занял 1 место.

На сегодняшний день обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учебных заведений в городе не отвечает нормативным требованиям, которое является обветшалым или непригодным для полноценного использования. Поэтому улучшение материально-технической спортивной базы учреждений города является первоочередным заданием. Безусловно, и перед учреждениями образования стоит важная задача сохранить и сберечь то, что уже не пополнялось или обновлялось в течение последних 15-20 лет.

Подтверждением бережного и заботливого отношения к спортивному оборудованию является наличие в 34 школах города 26 действующих спортзалов и  24 приспособленных помещений, 22 гимнастических городка, 74 спортивные площадки. В 35дошкольных учреждениях имеются спортивно-игровые площадки,  гимнастические или танцевальные залы, которые эксплуатируются, в ДНЗ № 48 работает бассейн.

Серьезное внимание в 2011-2012 году было уделено материально-спортивной базе школ города. По итогам месячника «Спорт для все – общая забота» школами было потрачено 7574 грн. на оборудование спортивных площадок.

В ОШ № 28 установлены новые гимнастические снаряды на спортплощадке и создано футбольное поле.

Открыт новый тренажерный зал в ОШ № 8 – это итог участия школы в областном конкурсе мини-проектов социального развития, всего было использовано 115 тыс. грн. с учетом долевого участия Краматорска и спонсорской помощи завода НКМЗ.

В ОШ № 3 и 10 благодаря сотрудничеству школы и отдела молодежи и спорта открыты новые мягкие спортивные залы.

В ОШ № 3 итогом сотрудничества школы и общественной организации «Звезда Крама» открыт новый гимнастический городок со стационарным оборудованием.

 

30 августа 2012г. Сидорова Е.Е.

Ни рекордный госзаказ, ни хорошие оценки не помогли талантливым, но бедным абитуриентам стать первокурсниками

Несмотря на разрекламированное чиновниками увеличение бюджетного финансирования вузов, поступить без проблем в нынешнем году можно было разве что на самые непопулярные направления.

Абитуриенты, сделавшие ставку на модные специальности, сильно об этом пожалели. Ведь без студенческих билетов остались многие из тех, чьи шансы на поступление в начале вступительной кампании даже не обсуждались. Их места заняли менее прилежные, но более расторопные и денежные одногодки. Преподаватели и чиновники придумали столько новых лазеек и схем, что просочиться мимо них было сложно даже отличникам.

Объем шары

Этим летом отечественные учебные заведения штурмовало рекордное количество поступающих. Только выпускников текущего года было почти на 40% больше, чем в минувшем сезоне, — свыше 300 тыс. чел. Кроме демографии, сработали и лазейки, открытые чиновниками от образования для тех, кто получил аттестат в прошлые годы, но так и не смог реализовать свою мечту об институтском дипломе.

Им разрешили заменить внешнее тестирование обычными экзаменами, результаты которых, как известно, несложно просто купить, имея нужные знакомства среди преподавателей. В итоге общая армия абитуриентов превысила 600 тыс. чел. Они подали почти 2 млн заявлений в вузы и техникумы (согласно правилам приема каждый поступающий мог пробовать свои силы сразу в пяти учебных заведениях), что является максимальным показателем за все время независимости Украины.

Правда, в последний момент образовательное министерство все же подпортило сезон университетам и институтам, запретив им принимать поступающих с сертификатами ниже 140 баллов по профильному предмету. Так что в итоге в вузовские приемные комиссии было принято около 1,3 млн заявлений от порядка 300 тыс. чел., а остальные абитуриенты отправились в техникумы и колледжи.

Но даже этого контингента должно было с лихвой хватить для беспроблемного набора не только на бюджетные, но и на контрактные отделения. Хотя государство в нынешнем году увеличило госзаказ на 22%, количество казенных мест не превысило 130 тыс.

Но на практике все оказалось иначе. Вузы в один голос жалуются на недобор первокурсников на бюджет на технические и естественные науки. По состоянию на 10 августа, когда, собственно, и должна была закончиться вступительная кампания, во многих институтах на непопулярных среди поступающих факультетах оставались незаполненными до 50% мест. Надеясь исправить ситуацию, министерство разрешило учебным заведениям продлить зачисление до 15 августа. Но даже по истечении этого срока дыры остаются.

МОН пока не называет конкретных цифр недобора. Как показал опрос "ДС", пустующие места остались даже в престижных университетах. Президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит говорит, что они не смогли набрать нужного количества первокурсников-физиков.

"Такая проблема есть у большинства институтов, что связано с непопулярностью предмета среди абитуриентов", — поясняет он. У региональных вузов список провальных направлений шире и включает также химию, биологию, инженерию и пр. Ситуацию спровоцировало само министерство. Оно увеличило госзаказ прежде всего по непопулярным среди поступающих специальностям. К примеру, финансирование направления "Электроника" выросло на 33%, "Энергетика и машиностроение" — почти на 42%, "Химические технологии и инженерия" — на 46% и т. д. Количество мест на ходовых факультетах (экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранной филологии и пр.), наоборот, урезали как минимум на 10%.

Как оказалось, заманить поступающих на непрестижные специальности не смогло даже обилие бесплатных мест. Те же, кто в последний момент уже были готовы учиться на физика или химика, лишь бы закрепиться в вузе, не смогли этого сделать из-за повышенного проходного балла по профильному предмету. Ведь сдать математику, физику или химию даже на 140 баллов многим нынешним выпускникам оказалось не по силам.

Проходные схемы

Хотя в вузах пустует как минимум несколько тысяч бюджетных мест, многие абитуриенты, у которых, казалось бы, имелись все шансы стать первокурсниками, так и не получили вожделенного студенческого билета. Социальные сети просто взорвались от сообщений тех, кто, имея в общей сложности по 600–700 баллов, то есть результат выше среднего, тем не менее, пролетел.

Представитель общественной организации "Опора", которая проводила мониторинг кампании, Ольга Стрелюк, говорит, что в текущем году случаи, когда абитуриенты с низкими баллами обходили в гонке за бюджетные места отличников, были особенно массовыми. В ход шли самые различные схемы.

Многие вузы вообще не размещали рейтинги абитуриентов на своих сайтах, а в единой базе поступающих, которая в этом году по распоряжению МОН заменила систему "Конкурс", информация обновлялась с опозданием. Поэтому о своих шансах поступить абитуриенты могли лишь догадываться. В итоге в списки зачисленных попадали те, кто сумел быстрее получить нужные сведения и подать в приемную комиссию оригиналы документов.

"Учитывая, что многие поступающие из регионов проигнорировали местные вузы и ринулись штурмовать столичные, понятно, что успели не все", — поясняет директор Государственной инспекции учебных заведений Михаил Гончаренко.

Как показывает практика, дело не только в проворности поступающих. Многим помог своевременный сигнал от "своего" человека из приемной комиссии. Тем же, кто не завел нужных знакомств, не только не помогали, но и мешали. "К примеру, были зафиксированы многочисленные случаи, когда абитуриентам звонили из приемных комиссий и, утверждая, что у них нет никаких шансов поступить на бюджет, убеждали соглашаться на контрактное обучение, а то и вовсе забирать документы и пробовать свои силы в другом вузе", — рассказывает Ольга Стрелюк.

По данным Госинспекции учебных заведений, которая уже начала проверки соблюдения правил приема вузами, некоторые институты заключали договоры с контрактниками еще с июля, задолго до официального объявления списков поступивших на бюджет. Особенно отличился Донецкий национальный университет, который умудрился оформить почти 3 тыс. таких контрактов. Проверяющие смогут наказать лишь явных нарушителей, скажем, набравших контрактников раньше установленных сроков. Советчиков, "вредивших" в телефонном режиме, привлечь к ответственности попросту нереально.

Талант не продается?

Обойти умных, но бедных абитуриентов в гонке за престижные бюджетные места без труда смогли также липовые медалисты и льготники. В этом году аттестаты с отличием получило порядка 23 тыс. выпускников средних школ, что вдвое больше, чем пару лет назад, до того, как средний балл аттестата приравняли к результатам сертификатов внешнего тестирования. По сведениям "ДС", медалями школьные преподаватели торговали активно, как никогда. Причем если в регионах цены стартовали от $200–300, то в городах-миллионниках и в столице тарифы начинались с $1–1,5 тыс. и достигали в именитых лицеях и гимназиях $3–4 тыс.

Правда, "дорисованные" оценки помогли не всем. По данным общественной организации "Опора", 40% тех, кто писал тесты (более 100 тыс. чел.), получили до 140 баллов, то есть не смогли претендовать на учебу в университетах. Впрочем, абитуриентам, которые сумели преодолеть эту планку, медали пригодились, ведь они гарантировали дополнительные 200 баллов в общем рейтинге.

Честным отличникам спутали карты многочисленные льготники. Помимо уже фигурировавших в списке претендентов на внеконкурсное поступление инвалидов, сирот, чернобыльцев и пр., в июле это право неожиданно получили дети шахтеров (ранее льготы предоставлялись лишь детям погибших рабочих). В итоге Донецкая область выбилась в лидеры по количеству поступающих: в вузы, по сведениям МОН, подали заявления почти 168 тыс. жителей этого региона.

Для сравнения: в Днепропетровской области данный показатель составил 156 тыс., Киеве — 118 тыс., Львовской области — 113 тыс. Причем по уже сложившейся традиции льготники оккупировали самые престижные факультеты лучших вузов страны. Пока существующая практика поступления не только сохраняется, но и "совершенствуется" изобретателями различных схем, шансов стать студентами у талантливых, но небогатых абитуриентов с каждым годом будет все меньше.

Без права на переэкзаменовку

Нынешняя вступительная кампания в вузы имеет все шансы войти в историю как одна из самых грязных за последние годы. Проблемы у абитуриентов начались еще на этапе приема документов. Анонсированная образовательным ведомством система электронного поступления (копии бумаг можно было просто отослать в институт в онлайн-режиме) зависла уже в первый день кампании. Общая база, куда институты должны были вносить данные на абитуриентов, вообще вдруг сама начала корректировать оценки в сертификатах внешнего оценивания и добавлять одним поступающим баллы за победы в олимпиадах, забирая их у других.

Но если эти досадные недоразумения чиновники списали на проблемы с техникой, то объяснить явное подсуживание преподавателей избранным абитуриентам гораздо сложнее. Приемные комиссии не только вовсю торговали информацией о рейтингах, вовремя подавая сигнал "своим" поступающим, когда нужно подвести оригиналы документов, чтобы попасть в списки зачисленных, но и отваживали "лишних" претендентов на бюджетные места.

Ноу-хау этого года стал и телефонный "терроризм" представителей приемных комиссий. Они звонили абитуриентам и убеждали их либо переходить на контрактную форму обучения, либо вообще забирать документы. Причем сценарии "бесед" были настолько психологически выверенными, что их жертвами стали не только рядовые выпускники школ, далекие от образовательных интриг, но и дети профильных чиновников, на что "ДС" пожаловался один из представителей отраслевого ведомства. В итоге абитуриенты с невысокими оценками, но нужными связями с легкостью обошли отличников в гонке за бюджетные места.

Шансы "пролетевших" абитуриентов стать студентами в следующем году тают на глазах. Государство решило, что тратиться на бесплатное высшее образование граждан слишком накладно, и уже вскоре планирует кардинально изменить схему формирования госзаказа, привязав его к наличию свободных денег в бюджете. Если это произойдет, даже самым умным школьникам, чей талант не подкреплен тугим родительским кошельком, придется забыть об институтском дипломе.

Источник

Государство намерено отказаться от почетной обязанности учить украинцев бесплатно

Кабинет Министров согласовал и отправил в Верховную Раду разработанный Минэкономразвития проект закона №10720 "О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов". Документ предлагает кардинально изменить схему финансирования бюджетных мест в учебных заведениях. Конкретная цифра госзаказа для той или иной специальности будет появляться на основании среднесрочных прогнозов развития отечественного рынка труда. К их составлению предлагается привлечь работодателей, профсоюзы, местные органы власти и аналитиков Минэкономразвития.

Аргументы авторов законопроекта вполне логичны: отечественный рынок труда уже давно перенасыщен "лишними" экономистами, юристами и переводчиками, на которых государство тратится дважды, а то и трижды, сначала обучая их в вузе, а затем выплачивая пособия по безработице или переквалифицируя. В то же время необходимых для стратегически важных отраслей (металлургии, машиностроения, сельского хозяйства и пр.) специалистов не хватает.

Чиновники уверены, что такую ситуацию спровоцировал нынешний механизм формирования госзаказа. Сейчас предложения об объемах подготовки тех или иных специалистов исходят не от будущих работодателей, а от самих вузов. Понятно, что они руководствуются собственными интересами и спросом со стороны абитуриентов, а не реальными потребностями рынка.

Если по какому-то из направлений финансирование урежут, учебному заведению придется сокращать преподавателей, искать новое применение учебной базе и пр. Минэкономразвития, которое затем корректирует запросы вузов, подходит к вопросу с позиции денег и может подсократить цифры, если они не вписываются в запланированную на образование бюджетную смету.

Нередко "химичит" с распределением госзаказа и Минобразования: оно раздает квоты на бюджетные места в ручном режиме, обделяя неугодные институты (стоит вспомнить хотя бы прошлогодние скандалы с Киево-Могилянской академией и Львовским национальным университетом им. Франко). Но при всех перечисленных недостатках есть весомый фактор, сдерживающий жадность чиновников.

Согласно действующему закону о высшем образовании должна соблюдаться следующая пропорция: в техникумах и колледжах за казенный счет должно обучаться не менее 100, а в институтах и университетах — 180 граждан на каждые 10 тыс. населения. А доля бюджетных мест в вузах всех уровней аккредитации должна составлять не менее 51%.

Ежегодно по окончании вступительной кампании соблюдение этих норм проверяется Счетной палатой. В последние годы она не раз выявляла нарушения (в минувшем и позапрошлом сезонах бесплатно училось 38–49% всех студентов вместо 51%), но все же хоть какие-то гарантии бесплатного образования для граждан остаются. В новом законопроекте таковых вообще нет.

Он не содержит конкретных цифр, дающих хотя бы приблизительное представление о том, на какое же количество бюджетных мест могут рассчитывать поступающие. Более того, в документе прямо говорится, что реальное финансирование будет зависеть в первую очередь от наличия бюджетных средств, поэтому от года к году оно может кардинально отличаться.

В учебных заведениях уверены, что государство, готовясь к худшим временам, попросту пытается снять с себя почетную обязанность учить граждан за казенный счет. Тем более что если схема распределения госзаказа останется прежней, расходы на образование, которые уже сейчас составляют 20,4 тыс. грн. на каждого студента в год, в ближайшее время будут только расти (за счет инфляции и увеличения количества выпускников средних школ). Университетское лобби пытается протолкнуть свой вариант распределения бюджетных денег.

Рабочая группа при профильном комитете ВР, готовящая изменения в закон о высшем образовании (в нее входят несколько ректоров ведущих вузов страны), предлагает руководствоваться принципом "деньги за студентами". Согласно ему на основании баллов независимого тестирования будут формироваться рейтинги абитуриентов, лучшие из которых смогут претендовать на государственные гранты.

Перечисляться деньги должны в те вузы, которые выберут сами поступающие. "В этом случае усилится конкуренция между учебными заведениями, и они наконец-то начнут уделять повышенное внимание качеству подготовки", — считает президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит. Но так как лоббисты о конкретных объемах госзаказа также не говорят, для будущих студентов это ничего не изменит. Скорее всего, вузы попытаются перевести наиболее рейтинговые специальности исключительно на платную основу, а бесплатно позволят учиться лишь по непопулярным направлениям.

Источник

В школах Краматорска кружки и "продлёнку" закрывать не будут

Занятия в кружках и секциях проходят бесплатно

В новом учебном году ни один кружок или секция, работавшая там ранее, закрыты не будут. Как и раньше школьники смогут заниматься в них бесплатно.

Об этом заявила Евгения Сидорова, начальник Управления образования Краматорска, во время прямой телефонной линии связи, состоявшейся в пятницу, 17 августа.

При этом она подчеркнула, что речь идет только о кружках, работающих на базе Управления образования. А в частных и коммерческих структурах обучение является платным.

"Согласно Закону Украины "О внешкольном образовании" мы не имеем право закрывать такие кружки. Более того, мы просим Центр внешкольной работы, чтобы они прислали педагогов в школы и таким образом, еще больше расширили возможность для дополнительных занятий детей", - сказала Евгения Сидорова.

В качестве примеров такой работы она привела ОШ № 4, где уже много лет работает талантливый педагог Центра внешкольной работы Виктория Черненко, которая ведет детскую изостудию.

А на базе ОШ № 16 действуют спортивные секции Детско-юношеского клуба физподготовки, который возглавляет Олег Сосой. Недавно школа победила в конкурсе мини-грантов и получит 85 тысяч гривен для создания новой спортивной площадки.

Продолжат работать и группы продленного дня. Об их закрытии или оптимизации речь не идет.

Источник

Сколько будет стоит питание в школах и детских садах Краматорска

В детских садах родители оплачивают 5 гривен в день, и еще 5 гривен выделяет местный бюджет

В новом учебном году стоимость питания в детских садах и школах Краматорска останется на прежнем уровне. В детских садах родители оплачивают за питание 5 гривен в день и еще 5 гривен в день на ребенка выделяют из городского бюджета.

В школах питание в 1-4-х классах является бесплатным. На каждого ребенка из городского бюджета выделяют по 6 гривен в день. Если родители хотят, они могут на классном собрании принять решение и доплачивать еще по 1-2 гривне, чтобы расширить меню.

Об этом рассказала Евгения Сидорова, начальник Управления образования Краматорска во время прямой линии связи, которая прошла в пятницу, 17 августа.

"В некоторых городах Донецкой области бюджет выделяет всего 1,50 гривен на питание. Что можно купить на эти деньги? - говорит она. - Больше, чем у нас, из бюджета на питание выделяют только в Мариуполе. Хотя и на 6 гривен по нынешним ценам, конечно, не очень накормишь".

По словам Евгении Сидоровой, для детей из малообеспеченных семей из местного бюджета дополнительно перечисляют еще 7 гривен в день на питание.

С нового 2013 года, стоимость питания в детских садах Краматорска, возможно, будет увеличена на 1 гривню - 6 гривен будут платить родители и еще 6 гривен - городской бюджет.

Источник

  • Ха

  • Тренды

  • Знания

  • Эмоции

  • Техно

  Свежий выпуск газеты

  Поиск