28.03.2024
Blue Red Green

Материалы

Дипломатия подлодок

Драматическая операция шведских ВМС по поиску подводной лодки в водах Стокгольмского архипелага пока не привела к каким-то серьезным результатам. Несмотря на это, градус военной истерики в шведском обществе не ослабевает. Оборонные эксперты и аналитики сходятся в одном – от России теперь можно ожидать чего угодно. Slon попробовал разобраться, а была ли лодка?

Шведские Военно-морские силы быстрого реагирования патрулируют Стокгольмский архипелаг в поисках подлодки неизвестного происхождения. Фото: REUTERS / Marko Savala / TT News Agency
 
В середине дня 17 октября шведский флот развернул крупнейшую за последние 20 лет операцию по поиску, как это политкорректно описывалось, «иностранного подводного судна» в шхерах архипелага под Стокгольмом. В операции участвовало до двадцати кораблей, включая новейшие корветы класса «Висбю», изготовленные по технологии «стелс» и оснащенные различными сенсорами и сонарами специально для поиска подводных лодок, включая подводную сеть полуторакилометровой длины с микрофонами, расположенными через каждый метр. Поводом для операции послужило сообщение частного лица о наблюдении подводной лодки в средней части архипелага. «Чтобы начать такую операцию на основании всего лишь одного сообщения, это должен быть чертовски хороший источник», – иронизировали военные эксперты. Впрочем, когда количество сообщений увеличилось до трех, а одна из национальных газет, SvD, опубликовала информацию от анонимного источника из Службы радиоэлектронной разведки о перехвате ею сообщения на русском на радиоканале SOS из района Стокгольмского архипелага, настроения изменились. Ведущие СМИ Швеции вели прямые трансляции с места поисков подлодки, в то время как количество косвенных доказательств продолжало увеличиваться. Самым сильным из них пока является размытая фотография объекта, похожего на подводную лодку, сделанная с большого расстояния на мобильный телефон и обнародованная военными на пресс-конференции в воскресенье. Спустя несколько дней телеканал SVT выяснил, что в указанном руководителями операции месте такого рельефа нет и, следовательно, фотография снята не там. Военные были вынуждены признать, что сообщили ложные координаты мест наблюдения лодки намеренно – чтобы ввести в заблуждение вероятного противника. 
 
Пресса пытается определить тип подлодки. Чаще прочих упоминается мини-подлодка типа «Тритон», предназначенная для разведки и скрытной высадки групп спецназа. Таким лодкам необходим материнский корабль, поскольку они имеют ограниченный запас хода и автономности. На роль такого корабля подходил танкер «Конкорд», дрейфовавший рядом с границей территориальных вод Швеции. Танкер принадлежит компании «Новошип», входящей в концерн «Совкомфлот», главой которого является входящий в ближний круг Путина Сергей Франк, что еще больше усилило подозрения. По неподтвержденным военными сообщениям, рядом с танкером дежурила шведская подводная лодка, чтобы не пропустить момент подъема мини-подлодки на борт. Одновременно с этим из Петербурга в сторону Швеции вышел корабль «Профессор Логачев», имеющий оборудование для работы на больших глубинах и возможность забрать мини-подлодку к себе на борт. Три корабля нидерландских ВМС, участвовавшие в недавних учениях НАТО на Балтике, одновременно вышли из Таллина для сопровождения «Профессора Логачева». Интриги добавляло и постоянное пропадание корабля из навигационных систем, что указывало на выключение передатчиков навигационного сигнала командой. 
 
В момент максимального накала страстей была опубликована размытая фотография человека в черной одежде с рюкзаком, который то ли вылезает из воды, то ли, наоборот, лезет в нее где-то на архипелаге. Военные эксперты разъясняли, что возможна ситуация, когда команда потерпевшей катастрофу подлодки высадилась на одном из островов, и теперь законспирированные агенты российских спецслужб в Швеции пытаются вызволить ее оттуда. Полиция, армия и военная контрразведка начали прочесывать близлежащие острова в поисках российских подводников. 
 
Впрочем, вскоре выяснилось, что загадочный человек на фото – местный пенсионер, ловивший рыбу. В интервью телевидению он рассказал о своем шоке, когда увидел свое фото в газете «Экспрессен» с заголовком «Приказ: взять его!». Наконец, в понедельник казалось, что ВМС Швеции близки к поимке нарушителя подводной границы – кораблями был блокирован один из заливов архипелага, и зевакам вместе с журналистами на катерах и вертолетах было приказано отойти на 10 километров от блокированного района – дистанция безопасности при использовании глубинных бомб. Вопреки ожиданиям ничего не произошло – вскоре блокада была снята, а часть кораблей вернулась на свои обычные базы. Тем временем танкер «Конкорд» стал удаляться от шведской морской границы, а «Профессор Логачев», по сообщению его владельца, сломал пропеллер, сменил навигационный статус на «частичная потеря управляемости» и направился в Калининград – для починки. На фоне этой драмы малозамеченным прошло опровержение военными королевства информации SvD о радиоперехвате сигнала SOS. Более того, по данным источника из Службы радиоэлектронной разведки, на который ссылается газета «Экспрессен», никаких перехватов вообще не было, сотрудники службы все время операции работали в обычном режиме, уходя домой в пять вечера, а новейший корабль радиоразведки «Орион», построенный при участии Национальной службы безопасности США, все эти дни мирно стоял в Гданьской бухте на другом конце Балтийского моря. 
 
Военные эксперты выдвинули новую версию: подлодке дали уйти, чтобы не провоцировать новый дипломатический кризис с Россией. Стоит отметить, что в течение всей операции военные и правительственные источники политкорректно называли подлодку «иностранным подводным судном». Несмотря на это, было очевидно, что под «другой страной» подразумевается именно Россия. История охоты на советские и позднее российские подводные лодки в шведских территориальных водах насчитывает не один десяток лет. Недавно открытые архивы британских спецслужб указывают на то, что как минимум часть этих лодок принадлежала Великобритании и другим странам НАТО, и делалось это для того, чтобы создать напряженность между СССР и дрейфовавшим в его сторону социал-демократическим правительством Улофа Пальме. Впрочем, эти операции стали излишни после того, как советская подводная лодка С-363 была обнаружена 28 октября 1981 года севшей на мель в секретном фарватере рядом с базой шведского флота в Карлскруне. На следующий день значительная часть советского Балтийского флота стояла на границе территориальных вод Швеции, а МИД СССР потребовал пропустить советские буксиры для снятия лодки. Швеция ответила на это призывом резервистов и выдвижением своих требований: официальные извинения от СССР, допрос капитана шведскими спецслужбами и отбуксирование подводной лодки шведскими ВМС до границы территориальных вод. Советская группировка послала быстроходный буксир для снятия подлодки, однако попытка ее освобождения была пресечена, а шведская подводная лодка «Нептун» прошла с включенным прожектором среди стоящих на якоре кораблей Балтийского флота, чтобы продемонстрировать их уязвимость. В конце концов СССР принял все условия, попросив, однако, изменить формулировку «допрос капитана» на «опрос». Отношения между двумя странами были тем не менее безнадежно испорчены. Очередное охлаждение отношений начинается в 2000-х годах с приходом Путина к власти и началом урезания демократических свобод в России. Как и раньше, оно быстро переходит на военный уровень – российские военные самолеты все чаще и все более демонстративно нарушают воздушное пространство королевства, имитируя атаку. 
 
Последний раз это случилось 17 сентября, когда два штурмовика СУ-24 из Калининграда на два километра углубились в шведское воздушное пространство – в тот самый момент, когда министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт проводил совместное с высокопоставленными военными заседание Комитета по обороне парламента на тему военной эскалации в Балтийском регионе. То, что могло показаться удачным троллингом из кремлевских кабинетов, было весьма болезненно воспринято в Швеции – и с плохо скрытым удовлетворением шведскими военными. Для армии одной из самых пацифистских стран Европы, год за годом последовательно сокращавшей военный бюджет и переориентировавшей вооруженные силы в основном для выполнения гуманитарных миссий в конфликтных зонах, внешняя политика по-пацански в кремлевском стиле стала настоящим подарком. Уже ни одна из политических партий не ведет речь о сокращении оборонного бюджета – наоборот, бюджет растет. Ведутся разговоры о возвращении всеобщей воинской повинности, отмененной несколько лет назад в пользу профессиональной армии. Заключен договор о тесном сотрудничестве с НАТО и Финляндией в оборонной сфере – для страны, высоко ценящей свой нейтралитет в обеих мировых войнах, это значительный шаг. То, что систематические нарушения воздушного пространства королевства – это далеко не случайность, а результат новой внешней политики Кремля, показывает и фигура нового посла РФ в Швеции.
 
В 1999 году Виктор Татаринцев, будучи тогда первым секретарем посольства РФ в Стокгольме, устроил, как считает полиция Швеции, пожар в заповеднике Тюресё. В период сильной засухи, когда было запрещено разведение огня, Татаринцев отправился в заповедник с женой пожарить сосисок. Камера полицейского вертолета зафиксировала, как после начала распространения огня чета Татаринцевых бежит с места происшествия, прыгает в лодку и пытается покинуть заповедник. Впрочем, на другой стороне озера их встретила полиция, которой первый секретарь рассказал, что хотел «есть сосиски холодными», несмотря на наличие гриля с собой, и избежал ареста, воспользовавшись дипломатическим иммунитетом. В результате пожара в заповеднике выгорело 40 квадратных километров леса, а тушили его 60 пожарных и два вертолета. Татаринцева сослали в Москву, а потом в Исландию во избежание скандала. Однако в мае 2014-го он с триумфом вернулся в Стокгольм – в качестве полномочного посла РФ. За неполные пять месяцев в Швеции свежеиспеченный посол уже успел попасть в новый скандал: въехав в столб уличного освещения в пригороде Сульсидан на машине с дипномерами, он отказался от предложенного освидетельствования на алкоголь, использовав опять-таки свой дипломатический иммунитет. 
 
На фоне всего этого шведскому обществу несложно поверить в то, что времена тридцатилетней давности вернулись, и российские подлодки действительно ведут разведывательную деятельность под Стокгольмом. Проведенный в сентябре, еще до истории с подлодкой, социологический опрос показал, что 61% населения выступает за увеличение расходов на оборону. Швеция перестает быть нейтральной в военном отношении державой, все быстрее дрейфуя в сторону НАТО – и это, пожалуй, главный результат внешней политики Кремля. В точности как и в ситуации с Украиной Москва, пытаясь предотвратить нежелательное развитие событий – в данном случае сближение НАТО и Швеции, – в действительности своими неуклюжими маневрами именно его и вызывает. Непосредственным же результатом истории с подводной лодкой стало заявление нового социал-демократического премьер-министра Швеции, партия которого традиционно занимала умеренную позицию в отношении России, о дополнительном повышении ассигнований на оборону – вне зависимости от того, была подводная лодка или нет. 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить